Источник Приватизация 1990-х может быть пересмотрена? Дата (10/27/2015 8:37:00 PM +03:00)
Директор генеральной дирекции по правам человека и верховенства права Совета Европы Филипп Буайа сообщил: «Россия пока не будет наказана за неисполнение решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу ЮКОСа».
Вообще-то, налицо попытка многозначительного надувания щёк — как уже писалось,
Но события начали развиваться ещё интереснее. В Гааге акционеры ЮКОСа формально одержали предварительную победу: им присудили «компенсацию» в сумме 50 миллиардов долларов. Конечно, можно просто пожать плечами и не платить, но будут намёки, упрёки, подозрения… Россия же решила применить ассиметричный ответ:
Открыто говорится, что заявители «были только прикрытием для преступной деятельности», и что «по указанию своих новых владельцев ЮКОС участвовал в мошенничестве в больших масштабах, лишая РФ миллиардов долларов налоговых поступлений». Таким образом, по мнению российской стороны, выплаты бывшим акционерам ЮКОСа будут «оправдывать мошеннические и незаконные действия со стороны заявителей и их аффилированных лиц».
Заметно, как всякое юридическое крючкотворство отступает перед правдой: Ходорковский и Невзлин приобрели ЮКОС незаконно — следовательно, последующий отъем активов в пользу государства полностью правомочен.
Фото: ReutersКрайне важно здесь то, что процесс перешёл их экономического аспекта в политический: если в России приватизация ЮКОСа будет признана незаконной, то как быть с остальными приватизированными объектами народного хозяйства? Схема-то одна и та же! Да, у нас не прецедентное право, и незаконность потребуется доказывать каждый раз отдельно, но тем не менее…
К сожалению, не все понимают, что такое залоговые аукционы, и какую роль они сыграли в уничтожении народного хозяйства страны:
Напомню, как это проходило. Теория заявлялась так: банки дают деньги правительству (то, что эти деньги правительство в банки и вкладывало, «не замечается») под залог госсобственности, и если залог не возвращается, то право собственности на переходит к банку. На практике государство не планировало работать по этой схеме: госсобственность никто не собирался возвращать, целью была именно раздача таковой в частные руки, безотносительно эффективности управления и т.д. Напомню всем известное видео, это полезно вспоминать, чтобы никогда не забыть:
А, главное, есть два фактора, которые раскрывают суть происшедшего.
Во-первых, это сейчас есть госсобственность — а в СССР не было: согласно Конституции абсолютно всё в стране принадлежало народу. Государство не было собственником и поэтому не могло ничего никому передавать в залог. В принципе. Выражаясь современным языком:
«Произошло изменение формы собственности ЗАО Советский Союз. Отныне простые граждане перестали быть акционерами, и теперь им никто ничего не должен. А элита надёжно зафиксировала своё положение».
Что было далее — все знают; некоторые — на личном опыте. То, что частник будет вкладываться в «короткие» схемы обогащения, не обращая внимания на нужды народа и государства. Почитайте материалы Zergulio на тему особых экономических зон — сколько средств туда вложили и каков результат. Или вспомним стройку космодрома «Байконур», когда рабочие даже были вынуждены объявить забастовку. Обратившись к истории, можно вспомнить НЭП — спекулянтов развелось тут же, а кто из нэпманов вкладывался в индустриализацию или хотя бы в ликвидацию неграмотности населения? Почитайте небольшой рассказ на тему приватизации: «О герцогах, новых русских и первоначальном накоплении капитала или О том, почему Соломон Израилевич Кацман не любит, когда его двоюродного племянника Мишеньку называют коммерсантом».
Во-вторых, приобрести, например, «Норникель» за 170 миллионов, когда он стоит 13 миллиардов — это, понятно, показательно; но вот откуда у честного советского человека могло появиться 170 миллионов долларов для первоначального взноса?
Все тяжбы ЮКОСа и проч. — ничто по сравнению с прецедентом судебного решения о незаконности приватизации. Конечно, наивно ждать, что всех олигархов «раскулачат», как бы это не хотелось бы подавляющему большинству населения, которое видит ситуацию приблизительно так:
Конечно, хотелось бы «всех и сразу». Но хотя бы как Ходорковского — уже неплохо для начала, но чтобы это было не единичным случаем, а закономерностью: если крупный частный собственник под эффективностью понимает причинение вреда стране, то его владение этой самой собственностью должно оказаться незаконным.
мастер класс 26 октября прейти
Комментариев нет:
Отправить комментарий